Методический кабинет является ведущим звеном в структуре учебного заведения - центром методической помощи педагогам в организации учебно-воспитательного процесса, центром методической работы в техникуме.
Методический кабинет координирует методическую работу, контролирует ее выполнение и подготовку к использованию, организует открытые мероприятия по совершенствованию учебного процесса (открытые уроки, конкурсы, викторины), проводит смотр-конкурс и выставку методических работ преподавателей и т. п.
Организуют работу методического кабинета методисты, под непосредственным руководством заместителя директора по научно – методической работы, и общим руководством директора техникума.
Цель работы методического кабинета – создать условия для формирования творческой деятельности педагогического коллектива, осуществляющего целенаправленную работу по реализации программы развития техникума.
Функции методического кабинета:
№ п/п
|
Направления
|
Содержание деятельности
|
I.
|
Информационно-аналитическая деятельность (через публичные выступления, совещания, сайт в Интернете, издательскую деятельность)
|
Ежегодное пополнение базы данных о количественном и качественном составе педагогических работников;
Обработка результатов мониторинга профессиональных и информационных потребностей педагогического персонала (расширение диагностики)
Ежегодный анализ состояния и результатов методической работы, определение направлений её совершенствования в соответствии с единой методической темой;
Изучение, обобщение и распространение профессионального педагогического опыта;
Обработка и анализ результатов конкурсов, предметных олимпиад, проектной и исследовательской деятельности студентов;
Ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы через научно-методический совет и выставки;
Ознакомление педагогических и руководящих работников техникума с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов региона РФ, через посещение этих учебных заведений (по договорённости), проведение внутритехникумовских семинаров
|
II.
|
Организационно-методическая деятельность
|
Организация проведения процедуры аттестации. Методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым специалистам, педагогическим и руководящим работникам в период подготовки к аттестации;
Прогнозирование, планирование и организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогического персонала;
Ежегодно пересматривать сеть методических объединений педагогических работников и организацию их работы (на основе анализа);
Подготовка и проведение конференций, педагогических чтений, семинаров, творческих мастерских;
Проведение конкурсов профессионального педагогического мастерства педагогических кадров;
Проведение массовых мероприятий: конкурсов, предметных олимпиад, конференций;
Организация обмена опытом;
Взаимодействие и координация деятельности с социальными партнёрами города и области;
Ежегодный пересмотр и пополнение нормативной базы научно-методической службы.
|
III.
|
Консультационная деятельность
|
Организация консультационной работы для педагогических кадров техникума по всем вопросам учебной, методической, инновационной, экспериментальной деятельности;
Популяризация и разъяснение результатов новейших педагогических и психологических исследований, технологий;
|
IV.
|
Информатизационная деятельность
|
Оформление и постоянное обновление методического раздела WEB-сайта;
Подготовка компьютерных презентаций к семинарам, педагогическим советам, совещаниям и т.д.;
Анализ состояния подготовленности кадров в области владения компьютером, информационными технологиями;
Участие в разработке курсовой системы подготовки педагогических и руководящих работников по проблемам информатизации системы образования техникума.
|
V
|
Экспериментально-инновационная деятельность
|
Мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы, мониторинг качества обученности по предметам учебного плана, расширение данной работы и возможное распространение опыта коллег на педагогический коллектив, регион через семинары, публикации;
Организация опытно-экспериментальной работы по созданию электронной версии тематических программ критической оценки (структуры, технологии пакетов документов предметов ИКТ)
Методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной среде техникума;
Осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу;
Организация научно-консультационной работы для педагогов-экспериментаторов;
Организация постоянно действующих семинаров по инновациям, методам научного исследования в системе образования;
Проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования (согласно проектов).
|
VI
|
Научно-методическая деятельность
|
Участие в разработке программы развития техникума;
Участие в проведении исследований по образовательной деятельности;
Разработки программного и проблемного характера, инструктивно-методические рекомендации, методический комментарий, обзоры по проблемам методической работы...;
Обзор научной литературы по различным направлениям образовательной деятельности;
Участие в научных конференциях, подготовка докладов для выступлений на различных уровнях.
|
VII
|
Экспертно-диагностическая деятельность
|
Организация и проведение диагностики качества обучения и обученности студентов техникума;
Организация и проведение экспертизы проектных и исследовательских работ студентов, принимающих участие в конкурсах;
Проведение диагностики с целью выявления затруднений дидактического и методического характера в образовательном процессе техникума.
|
VIII
|
Редакционно-издательская деятельность
|
Подбор и подготовка материалов к изданию работы преподавателей;
Подготовка к изданию сборников, методических рекомендаций, публикаций по проблемам опытно-экспериментальной работы;
Корректура текста и редактирование продукта, планируемого к изданию;
Создание базы данных по библиографическому учёту методических разработок преподавателей;
Тиражирование материалов к мероприятиям (по плану методического кабинета).
|
Направления работы методического кабинета:
– Организация работы по разработке, пополнению, внесению необходимых корректировок в материалы учебно-методических комплексов по предметам и учебным специальностям;
– Организация работы по единой методической теме техникума: «Модернизация комплексного методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей как условие подготовки компетентного конкурентоспособного специалиста»
– работа над созданием системы менеджмента качества учебного заведения.
– оказание консультативной помощи педагогам в разработке образовательных программ и методических материалов;
– организация и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства, квалификации педагогов;
– организация работы по пропаганде, изучению и апробированию в учебно-воспитательном процессе современных образовательных и воспитательных технологий;
– создание и пополнение банка нормативных и методических документов, обеспечивающих образовательный процесс;
–выявление, обобщение, распространение позитивного педагогического опыта;
– консультативная помощь педагогам при подготовке к аттестации;
– осуществление связи с учреждениями повышения квалификации;
– организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
– организация и проведение методических выставок, конкурсов, фестивалей;
– мониторинг учебно-методического обеспечения преподаваемых дисциплин.
Виды методической работы:
Учебно-методическая: учебно-методическое обеспечение учебного процесса, совершенствование и повышение эффективности используемых методов и средств обучения, изучение и распространение передового педагогического опыта, повышение квалификации преподавателей, организация инструктивно-методических совещаний, оказание помощи молодым педагогам, проведение конкурсов открытых учебных занятий, молодых преподавателей «Признание», фестивалей педагогических идей.
Научно-методическая работа: изучение, анализ, освоение и внедрение передового педагогического опыта, инновационных технологий, исследование и разработка новых методов и средств обучения, внедрение новых педагогических технологий в повседневную образовательную практику колледжа, организация круглых столов, научно-практических конференций, педагогических семинаров и семинаров-практикумов, издание печатных работ для использования в учебном процессе, аттестация преподавателей, повышение квалификации за счет внешних резервов.
Формы методической работы:
Коллективные:
- Проблемно-стратегические педагогические советы.
- Педагогические семинары «Педагогические технологии в образовательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность».
- Семинары-практикумы: «Коммуникативная компетентность преподавателя», «Технология проектирования учебного занятия».
Мастер-классы:
- «От традиционного урока к современным педагогическим технология. Возможности технологии модульного обучения».
- «Использование элементов проектно-исследовательской деятельности при подготовке специалистов строительного производства».
- «Конкурс компьютерных презентаций как средство формирования информационных компетенций студентов».
- «Из опыта организации проектно-исследовательской деятельности студентов в области естественнонаучных дисциплин».
Научно-практическая конференция «Проектно-исследовательская деятельность как средство становления профессиональной компетентности студента системы СПО»;
Методические совещания: «Планирование методической работы», «Задачи и порядок проведения аттестации педагогических работников», «Организация и проведение фестиваля педагогических идей»;
Фестиваль педагогических идей.
Групповые:
- заседания учебно – методических объединений;
- заседания творческих групп;
- методические советы;
- групповые консультации;
- предметные недели;
- творческие отчеты;
- открытые учебные занятия.
Индивидуальные:
- работа по самообразованию;
- наставничество;
- индивидуальные консультации;
- разработка методических материалов, УМК, КИМ, КОС.
|